?

Log in

Культурное

« previous entry | next entry »
Mar. 21st, 2016 | 07:58 pm

На прошлей неделе я была в Кёльнской филармонии на концертном исполнении оперы Джорджа Бенджамина Written on Skin. Опера была написано буквально несколько лет назад, поэтому я не очень знала на что шла. До выступления, я нашла трейлер на ютьюбе и послушала, и мне не понравилось. Но я все равно пошла - главную женскую роль исполняла прекрасная Бабара Ханниган, и пропустить шанс послушать ее я не собиралась. Перед оперой, какой-то дядька прочитал нам "лекцию" (по сути это была фонетическая программка)), и проиграл пару маленьких кусочков из оперы. Кусочки мне не понравились совсем, но я подумала "ну ладно, не убегать же вообще до начала, посидим!"

И хорошо, что посидела. Во-первых, в Кёльне отличная филармонь (огромный амфитеатр), где прекрасно видно и очень даже хорошо слышно. Ну, во всяком случае в верхних рядах слышно уж точно потрясающе. Также, филармонь в мае привезет мне из Перми греческого Хренидиса, и я наконец послушаю его живьем - это тоже отлично. Хренидис будет играть современного композитора Албана Берга, но также Бетховена и Шостаковича, так что я looking forward. Еще я в филармонь иду на Арво Пярта. Вот так-то. Видимо, правда, от поездок в Берлин на Дуато пока придется отказаться - хотя чем черт не шутит, может к маю у меня будут деньги. Ну и во-вторых - это было отлично. Я не знаю чего там было в плане музыки, но она была такая, что слушались голоса, и слышалось все, что делали голоса, и вообще, музыка была каким-то неотъемлимым, но второстепенным моментом. Черт знает, может так хорошо пели (отлично пели, да), но это было интересно. Видимо, Бенджамин (а дирижировал нам он) так и задумал.

Расскажу вам про оперу. Это было возможно самое эротичное театральное действо, что я видела в жизни. Ханниган вызывает у меня мурашки, шевеление кожи на голове и щекотку в низу живота, поэтому неудивительно, что действа с ней мне кажутся эротичными (еще она такая красивая!). Сюжет основан на средневековой истории 14-го (кажется) века, которую Джованни Бокаччо записал в своем Декамероне. Сначала нам являются ангелы и поют о человечестве - о прошлом, о будущем, о человеческих страстях. Ангелы поют немного по принципу "что вижу, то пою", и ты поннимаешь, что они видят во всех временах одновременно - они поют и о Защитнике (Протекторе? я не знаю как его обозвать, главный герой называется Protector), его жене и его землях, и о самолетах, бетоне, машинах. Это уже замечательно - создается впечатление, что это древняя история вне времени почти буквально (искусство и человеческие страсти безвременны, зараза...все-таки люди очень мало меняются), как будто ее герои подвешены (ну да, на страстях своих подвешены) и находятся в таком саду, что ли - только сад не райский. Такой немножко Босховский сад, во.
Кстати, через две недели еду в Хертогенбос смотреть на Босха. О том как я люблю Нидерланды надо писать еще один пост. Скоро я перестану быть германофилкой, стану лютой батавофилкой, выучу их язык и уеду работать в Гаагу или Неймехен. Вот увидите!)))
Но назад к опере - вслед за ангелами, является Защитник (его поет Кристофер Пёрвс - хорошо поет, черт возьми. Вот вам ария холодного гения: https://www.youtube.com/watch?v=NUo2EudwBJU). Он весь такой суровый феодал, у него есть послушная маленькая жена Агнес (Ханниган), и куча земли, людей, добра. В один прекрасный день, Защитник приводит в дом Мальчика (Мальчика и одного из ангелов поет контртенор Тим Мид - https://www.youtube.com/watch?v=yS4uY8IItrg). Мальчик пишет книги на коже. Пишет и расписывает. Явившись в дом, мальчик показывает уже имеющиеся у него страницы книги, и Защитник, почти в священном трепете, узнает на страницах себя и свои владения. Тут уже начинается интересно - во-первых, Мальчик сразу же воспринимается как неземное, сверхъестественное создание, что добавляет мистики всей истории. Во-вторых, благоговение человека перед книгой - можно читать реакцию Защитника просто так - тоже невероятное чувство, и тоже показано прекрасно. У Агнес расписанная страница вызывает страх - на ней голод, на ней больные люди, но ведь все во владениях ее Защитника прекрасно, не так ли?
Ей не отвечают. Плененный красотой и талантом мальчика, Защитник заказывает у него целую книгу про себя, про свои земли, про то как все начиналось (райский сад), и про то как все кончится (грешники будут гореть в аду, он с женой будут в райском саду). Мальчик остается в доме Защитника и рисует.
Одной ночью, к нему поднимается Агнес. Агнес любопытно. Вообще, надо таки сказать что я видела на ютьюбе не-концертный вариант оперы, и Агнес там, в каких-то грязных тряпках, выглядит забитой, и не хозяйкой себе, что ли. Нет, она и тут не хозяйка себе, но тут на передний план выходит ее страсть, ее некоторая совершенно непринужденная, но очень страстная детскость, ее закипание под мужем-тираном, который настаивает на том, что она ребенок и ведет себя не так, как надо, а не, гм, то что она жертва этого тирана. Не знаю, короче, две недели назад у Ханниган получилась совершенно безумная и прекрасная женщина. Так вот, Агнес поднимается к Мальчику, и Мальчик показывает ей страницу книги. На странице райский сад, Адам и Ева. Агнес говорит что нарисованная Ева не похожа на настоящую женщину, и просто нарисовать ей живую женщину - такую, которая не может спать ночами, и ворочается с боку на бок, согреваю подушку. Такую, чьи глаза становятся черными от любви. Агнес хочет видеть, в рисунке мальчика, чего хочет такая женщина, какие у нее мягкие волосы и какой у нее голос. Она просит его принести рисунок когда он закончит.
Тем временем, родственники Агнес ругают Мальчика - слишком дорого стоят материалы для книги, он украшает книгу настоящим золотом, Защитник обложил своих людей непомерными налогами - но он любит мальчика, и хочет стать бессмертным благодаря книге. Мальчик же рисует Настоящую Женщину - это Агнес. Агнес видит рисунок, и Мальчик становится ее любовником (то, как они ведут себя наедине невероятно - чисто два неземных создания, да вот только не ангельских). Одним вечером, Агнес стоит у окна и смотрит на дым вдалеке - там жгут дома непокорных жителей. Защитник просит ее вернуться в кровать, но она, мечтая о мальчике, просит о поцелуе. Зашитник злится - целомудренная женщина не просит о поцелуях, о поцелуях просит избалованный ребенок. Он хочет чтоб Агнес сама сказала "я - ребенок". Агнес злится и отказывается, говоря при этом - "спроси мальчика, какой из меня ребенок".
Защитник идет в лес, где сидит Мальчик и точит ножичек. Тут случается странное - Мальчик поет строчку, спетую в начале ангелами, про самолеты, бетон и автостоянки, из-за чего уж совершенно создается впечатление, что Мальчик - не простой человек. Защитник видит страницу из книги, где нарисована Агнес, но Мальчик говорит что это совсем не Агнес, что Агнес он не соблазнял и что она никого не соблазняла, а женщина в книге - ее сестра Мари, и что муж Мари вполне в курсе всего, и учавствовал в их пороке разврата. Следует интересная сцена, в которой Мальчик, Мари и Муж Мари втроем поют о своих утехах (из которой кажется, будто мальчик переспал вообще со всеми, но может это так передана его ложь). Защитник, что характерно, верит - Мальчик говорит что Мари сама его соблазнила, сама к нему пришла, сама хотела чтоб он нарисовал ее Венерой. Защитник все еще зол, но на Мари и ее Мужа, которым доверял. Агнес же злится на Мальчика - она даже не сколько ревнует (из-за чего создается впечатление что история с Мари - ложь), сколько обижена на его трусость - он скрыл их великую любовь. Она хочет чтоб он сказал Защитнику правду.
И Мальчик говорит правду. Он вручает Защитнику законченную книгу, в конце которой смерти, пожары и грешники в аду. "Покажи мне рай!" - требует Защитник, и Мальчик показывает райские кущи с ним (Защитником) и Агнес. Агнес же говорит "покажи ему ад!", и Мальчик дает Защитнику последний кусок кожи, страницу без рисунков. Агнес, не умеющая читать, спрашивает "где же картинки?" Мальчик отвечает что написал их словами, и уходит. Агнес хочет видеть что написано на странице - "Слова?! Да как же это!? Я же женщина, как же я смогу прочитать? Это слово? И это? А вот это тоже слово? Покажи мне слово "любовь!", в то время как Защитник в ужасе читает про ее голос, про ее кожу, про Настоящую Женщину, нарисованную на страницах книги. Затем Защитник бросается за Мальчиком, и возвращается к Агнес только к ужину, принеся ей блюдо с серебряной крышкой, и приказывает ей есть. Ей, впрочем, приказывать не надо.
"Почему ты ешь?", спрашивает он ее.
"От любопытства и аппетита", говорит она - ей нравится приготовленная еда, она никогда такого не ела.
"Нет! Ты ешь из послушания, потому что я тебе приказываю".
И в конце концов, она решает спросить что же такое она есть.
"Сердце твоего любовника!", триумфально возвещает Защитник, ожидая, что приведет жену в ужас. Но Агнес не показывает ни капли ужаса, а только радость - "ты никогда не заставишь меня забыть вкус этого сердца, и никогда я не почувствую ничего более сладкого, чем это сердце и эта любовь" - и бросается из окна.
Падая, она видит ангелов, которые сидят на крыше и думают о бремени страстей человеческих, и снова видят все времена одновременно - мертвую женщину у подножия башни, райский сад с Адамом и Евой, и машины с небоскребами.

Я вам клянусь, это лучше чем я описала раз в сто, и это построено на огромном драматическом напряжении несмотря на достаточно простую историю. Все благодаря тому, как играют. Мальчик страстный, но немного холодно-отстраненный и неземной, как будто ему известно в тысячи раз больше, чем всем остальным, роковая (не нарочно, просто так получилось, просто так захотелось) женщина, и одновременно ребенок Агнес, ну и одержимый собственной славой Защитник, желающий запечатлеть себя в Вечности, потому что то, что у него есть слишком, слишком хрупко. Офигенно, я вам скажу.

Link | Leave a comment | Share

Comments {15}

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:04 pm (UTC)
Link

я не уверена, что у Хренидиса получится Шостакович
когда ты хвалишь Барбару, я вспоминаю твои слова о ом, что мы похожи и так радуюсь, будто я - Барбара)) она реально крутанский крутан

ща заслушаю

Reply | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:12 pm (UTC)
Link

Я тоже, но мне любопытно! Как же, живого Хренидиса увижу!))

Я тоже думаю о тебе, вы правда похожи мимикой лица, и тем что тонкие красавуны. Наверное, это называется "типаж".
По счастью, ты меня не возбуждаешь)))

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:14 pm (UTC)
Link

ты сейчас убила меня в самое сердце(((( я тебя не возбуждаю((((

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:26 pm (UTC)
Link

Вика, если бы я хотела с тобой спать, это усложнило бы мою и без того странноватую жизнь))) Ты гений чистой красоты, но как секуальный объект я тебя видеть не хочу, а только как игемона, прекрасную даму, и умище. Стихи читать тебе хочу, вот. А так нет, извините)

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:28 pm (UTC)
Link

я подумаю над твоими словами. может, и не буду гневаться.
своеобразная опера такая

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:34 pm (UTC)
Link

Ну, извини, игемон! Не всем же желать твоего тела, некоторым можно просто твоего общества (я надеюсь!).

Да - я слушая ее в интернете была уверена что мне не понравится, но в результате пели настолько хорошо, что волшебство случилось.

Пойду теперь напишу про голландцев, то ли они что-то со мной делают, то ли я с ними - это все уже знаками свыше пахнет.

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:36 pm (UTC)
Link

можно. так и быть.

живое выступление - это особая магия все-таки

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:41 pm (UTC)
Link

О, спасибо, игемон! Я теперь буду желать твоего общества с удвоенной силой. Я кстати тебя вчера вспоминала читая вот эту Ахматову, из которой "Никого на свете бесприютней":
http://www.akhmatova.org/theatre/enuma.htm

Там такое есть...

И ты знаешь, я на все согласен:
Прокляну, забуду, дам врагу.
Будет светел мрак и грех прекрасен,
Одного я только не могу -
То, чего произнести не в силах,
А не то что вынести, скорбя, -
Лучше б мне искать тебя в могилах,
Чем бы вовсе не было тебя.
Но маячит истина простая:
Умер я, а ты не родилась...
Грешная, преступная, пустая,
Но она должна быть - наша связь!

Да, в который раз убеждаюсь что магия.

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:46 pm (UTC)
Link

потому что я это читала?)
красиво так

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:50 pm (UTC)
Link

Ага, потому что читала. Я наконец прочитала всю штуку. Она странная (больше потому что наброски, наверное). Какой-то Булгаков помноженный на Кафку, но с ее стихами.

Ты это, не сердись на меня, игемонище. У меня к сожалению мозговозбуждение и плотсковозбуждение как-то в разных режимах работают все-таки.

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:52 pm (UTC)
Link

да я ж шучу, Афраний
странно. оно реально как поток сознания

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:54 pm (UTC)
Link

Афранию кажется что ты стала лаконична, как будто о чем-то задумалась, вот Афраний сам и задумался.

Причем полубредового сознания. Но стихи там отличные.

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 07:56 pm (UTC)
Link

я думаю, но на другую тему.

а это будто и есть какой-то сонный бред

Reply | Parent | Thread

Дианка

(no subject)

from: the_werevixen
date: Mar. 21st, 2016 07:58 pm (UTC)
Link

Угу, поэтому "сон во сне".

Ну, хорошего думания, Викачка.

Reply | Parent | Thread

Лотта

(no subject)

from: pollijin
date: Mar. 21st, 2016 08:04 pm (UTC)
Link

да, именно поэтому.

спасибо

Reply | Parent | Thread